Социотип Юрия Шевчука
Попробуем определить тип информационного метаболизма лидера «ДДТ», взяв за основу анализ его ответов на вопросы онлайн-конференции на сайте Lenta.Ru от «27» декабря 2010 года. Хотелось бы отметить, что ответы опубликованы редакцией с сохранением авторской орфографии и пунктуации, что очень важно для получения достоверных результатов исследования.
«Что для меня Питер – слышно из моих стихов и песен…»
Известно, что признак экстраверсия-интроверсия не имеет никакого отношения к степени общительности-замкнутости её носителя. Это установка сознания, определяющая, куда преимущественно направлено внимание человека: на объекты вокруг, либо на свои субъективные впечатления от этих объектов. Данный признак отслеживается достаточно чётко при анализе описания географических объектов, даваемых человеком.
Вопрос: Что для Вас Питер? Какой его образ, какая его часть Вам ближе всего? Каково будущее, по Вашему мнению, ждет нашу блистательную Северную Столицу? Нужно ли родиться в Петербурге, чтобы быть питерцем?
Ответ: Что для меня Питер – слышно из моих стихов и песен. А чтобы быть питерцем, совсем не обязательно быть рожденным в этом городе. Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие великие петербуржские писатели родились не в Северной Пальмире… Санкт-Петербург невероятно притягателен для художников, музыкантов, поэтов, поэтому будущее у него – светлое, наполненное пока неведомым нам новым искусством.
Как мы видим, Шевчук описывает Санкт-Петербург через свои внутренние ощущения, даёт не панорамное описание (например, «Питер для меня – это один из мировых центров культуры и искусства…»), а субъективное – через атмосферу, дух города.
Вопрос: Часто ли Вы бываете в Уфе?
Ответ: В Уфе бываю несколько раз в году, ведь там у меня мои любимые близкие, родные и друзья. Куда же мне без Уфы? Это город моей первой любви, а это дорогого стоит.
И вновь – описание Уфы через субъективные метки («Это город моей первой любви…»).
Проанализировав данные ответы, мы можем обнаружить в высказываниях Шевчука признак «интроверсия», а также предположить признак «этика» (но ко второму мы вернёмся позже).
«Для нас любовь – динамичная, сырая, живая…»
Аспектом сенсорики ощущений пронизаны буквально все высказывания и стихи лидера «ДДТ». В ток-шоу «Школа злословия», где он присутствовал в качестве гостя, произошёл достаточно показательный диалог. Речь шла о понятии «народный вкус»:
Шевчук: Может быть, вкус – это… часть веры…
Ведущая: Веры в бога?
Шевчук: Я Бога увидел в детстве, в сарае… Мой дед был плотником… Вы знаете, эта стружка… Я забирался на чердак, видел вот эти лучики света, и пыль такая стоит… переливается… Это было очень вкусно! Это много говорило мне о свете…
Ведущая: То есть у вас Бог совпал с красотой?…
Шевчук: Конечно, безусловно. Мои поиски начались с эстетики, конечно… Это безумно красивое чувство, соприкосновение с чем-то…. НЕВЫРАЗИМО красивым! Там было всё – в этом лучике света…
Описания с позиций интровертной сенсорики сильные, наполненные множеством деталей и оттенков:
Впечатления от поездки в Чечню: «Войну я тогда возненавидел… В больничном подвале, в Грозном, где одуревшие от недосыпа и криков раненых несколько хирургов и медсестер, вливая медицинский спирт в черные пасти солдат, на плащ-палатках резали, кромсали порванные конечности и животы… Подошел ко мне десантник и шепотом: «Брат помирает, Вас просит…». Пробираясь к выходу, заваленному носилками с ранеными, по скользким от грязи и крови ступеням, вижу у дверей лежащего молодого парня, уже белого от потери крови, с оторванными ногами. Он смотрел на меня и, превозмогая боль, застенчиво, как бы извиняясь: «Спойте «Осень», пожалуйста, я на выпускном в школе ее недавно слушал… «. Сглатывая все дерьмо, что у меня накопилось, я пел… пел… К концу третьего куплета он умер…»[1]
В вопросах красоты, эстетики, гармонии (семантическое поле сенсорики ощущений) чувствуется глубокий, экспертный взгляд:
Вопрос: Насколько я понял, вы озабочены проблемой сохранения старой архитектуры. Это проблема актуальна не только для СПб или Москвы, но и для многих других городов… … Помогите советом, как добиться лучшей судьбы для таких зданий? Куда обращаться?
Ответ: Мы теряем историю. Музыку наших предков. Старые здания – письма, обращенные к нам предыдущими поколениями. Что меня всегда раздражало – это убогие эстетические вкусы нашей власти и бизнес-элиты. Как им удается не чувствовать гармонию? Меня поражает отсутствие всякой культуры у этих «патриотичных» чуваков. Эта бедная серость уничтожала памятники при советской власти, и продолжает это делать сейчас. Что останется детям? Эти безликие бизнес-центры?
Даже взгляд на любовь выражается Шевчуком с позиций интровертной сенсорики:
Вопрос: Как отличить попсу от не-попсы?
Ответ: Попса пропагандирует потребительский способ существования, причем буквально во всем. Для попсы главное – материальные ценности (человек – вещь). У попсы любовь – совершенна. Сплошная механика. Для нас любовь – динамичная, сырая, живая, любовь несовершенная, свободная от рациональной банальности.
Ответы с сенсорики ощущений всегда нестандартные, глубокие, творческие, а иногда даже с юмором:
Вопрос: К сожалению, очень поверхностно знаком с вашим музыкальным творчеством, но много читал в последнее время про вашу политическую позицию. У меня, как у гражданина нашего государства, России, к вам только один вопрос: скажите, вам самому-то не стыдно?
Ответ: Моя позиция – гражданская, а не эротическая, поэтому не стыдно. А какая у Вас?
Вопрос: Вопрос у меня кулинарно-бытовой, что вы любите из еды, притязательны ли вы в пище?
Ответ: Я – старая, ржавая, разбитая малолитражка рок-н-ролла, жру любое горючее. Правда, карбюратор барахлит.
О вопросах, касающихся времени, преемственности поколений, Юрий Шевчук рассуждает охотно, но осторожно. Здесь нет «игр со временем», нестандартных речевых оборотов, уверенной импровизации. Ответы, в основном, ограничиваются цитатами классиков или ссылкой на их произведения:
Вопрос: Юрий, вам хотелось бы жить в другую эпоху? Если бы можно было путешествовать во времени, то куда бы вы отправились?
Ответ: «Времена не выбирают, в них живут и умирают», – написал наш замечательный питерский поэт Александр Кушнер. Но мне кажется, действительно, мы выбираем время, в котором жить. Есть у меня какое-то неясное чувство об этом, проблема времени меня всегда интересовала. В нашей новой программе будет очередной опус.
Что есть время, в чем его смысл?
Думать в конце пути о начале,
Стою у окна, курю мысль,
Ты прав, во всем этом много печали…
А во времени я путешествую постоянно. Существует масса замечательных сталкеров-проводников. Тацит, например, Геродот, Плутарх, Андрей Курбский, Эразм Роттердамский, «Русская правда» князя Ярослава, наконец. Внимательно читая произведения разных, разбросанных по истории авторов, спокойно переносишься в любую эпоху… Жаль, неандертальцы ничего не написали.
На основании изложенного выше, можно вполне уверенно сделать вывод о том, что программная функция социотипа Юрия Шевчука – сенсорика ощущений. А пространные высказывания об истории и даются им с ролевой интуиции времени.
«Некоторые мои шуточки, высказывания –
следствие улицы, где я вырос»
Оценки людей и явлений излагаются лидером «ДДТ» также и с позиций чувств, атмосферы. При этом он не только не избегает в интервью рассуждений на достаточно личные темы, но и подробно высказывается по ним – при этом максимально тактично, мягко, не поддаваясь на провокации:
Вопрос: Юрий — зачем же вы согласились на интервью с Собчак и другой мадемуазель? По моему — таких людей к своему порогу близко нельзя подпускать.
Ответ: Ксения Собчак добивалась этого интервью довольно долго. В конце концов, я согласился, почувствовав, что для нее это действительно важно. И, судя по серьезным вопросам, которые она задавала, и по реакции на ответы, я увидел человека, неравнодушного к поискам истины, живого, образованного. Холеной, гламурной, черствой суки, какой она позиционирует себя по ящику, зарабатывая материальные ценности, не было.
Вопрос: Юрий, мне очень нравятся ваши песни, но я не могу их слушать с удовольствием, потому что сразу начинаю думать о том, что вы гомофоб. и что если бы меня встретили, вы бы отнеслись ко мне с презрением только потому, что я гей.
Расскажите, пожалуйста, как сформировались такие вот ваши взгляды. у меня в голове не стыкуется, как человек, позиция которого по другим вопросам мне так близка, может быть гомофобом.
Ответ: Смею Вас уверить – я не гомофоб. Некоторые мои шуточки, высказывания – следствие улицы, где я вырос, шпаны, с которой общался, гулаговских тюремно-блатных отношений в быту, между ребятами с нашего двора – ведь полстраны сидело. И Вы знаете, какое место в этой культуре отведено представителям нетрадиционных ориентаций. Опять же, наша православная церковь осуждает такие отношения. И в этом вопросе до толерантности нам, увы, далеко. Извините.
Вопрос: Юрий Юлианович, а как вы относитесь к шансону (я имею в иду. естественно, не французский шансон, а наш трехаккордовый российский блатняк про зону, старушку-маманю и несправедливо обиженного жизнью парнишку-вора)? Вы не считаете, что эта музыка убога и способствует деградации общества?
Ответ: К французскому шансону отношусь очень хорошо. Брель, Азнавур, Пиаф, Нина Симон, Жан Ферра, Серж Гинзбург и другие у меня на музыкальной полке. Российский блатняк не способствует деградации нашего общества, он, скорее, его характеризует. Хотя есть классные песни, и посмотрите, какая в наши дни у народа жажда внимать не слюнявому про unisex-любовь от попсовых звёздочек, а услышать душевную историю о простой жизни человека, способного по полной грешить и каяться.
Шевчук прекрасно владеет эмоциональным состоянием аудитории. В ток-шоу «Школа злословия», о которой упоминалось выше, буквально на второй минуте беседы Юрий Юлианович это продемонстрировал. Его моментальное вхождение в лирический образ и эмоциональный посыл к людям, присутствующим в зале, привёл к тому, что знакомство только началось, а зал уже пел хором песню «Ой, то не вечер, то не вечер…»
Соционический тип, способный в полной мере увидеть и оценить красоту, эстетику и гармонию мира и погрузиться в её глубины, создать нужную атмосферу общения поддерживать её и направлять в любое русло по своему усмотрению, называется Сенсорно-этический иррациональный интроверт (псевдоним «Дюма»).
«Во мне очень много черт и склонностей,
которые весьма не нравятся даже моим музыкантам»
Для определения социотипа достаточно установить расположение аспектов в любом из горизонтальных блоков Модели «А». В данной статье, в ходе анализа, мы выяснили, что социотип Юрия Шевчука обладает признаком «интроверсия» а также сильной сенсорикой ощущений, что автоматически помещает данный аспект на позиции программной (базовой функции). Также мы проследили в ответах на вопросы наличие сильной этики. Это, в свою очередь, помещает данный аспект на позицию творческой функции (этика эмоций).
На четвертой позиции в модели социотипа «Дюма» находится деловая логика. Люди данного типа с трудом ориентируются в финансовых и организационных вопросах, им сложно организовать производственный процесс или грамотно управлять финансовыми потоками, будь то бухгалтерия или собственные карманные расходы. В онлайн-конференции с лидером «ДДТ» нетрудно увидеть и этот сюжет:
Вопрос: Уважаемый Юрий Юлианович! Билеты на ваши концерты стоят 1,5 т.р. на танцпол, но лично у меня такие билеты приобрести не получилось, однако у множества фирм-распостранителей стоимость аналогичных билетов составляет 5- 8,5 т.р. что в 6 (!!!) раз дороже !
Ответ: На «крайнем» концерте ДДТ в московском клубе «Арена» я с прискорбием узнал, что перекупщики продавали билеты по пятьдесят тысяч рублей!!! Слов нет. Смею Вас уверить, мы всегда стараемся сделать билеты доступными для нашей малоимущей публики – студентов, солдат, школьников, работяг, интеллигенции. К сожалению, как Вы видите, не всегда получается. К тому же, наши концерты отличаются от концертов других групп тем, что всегда мы уделяем огромное внимание звуку, свету, постановке, режиссуре концерта. Везем с собой трейлеры с аппаратурой в Сибирь и на Дальний Восток. Качество стоит больших денег, спонсоров, как правило, нет. Поэтому цены на билеты, увы, повышаются, так как надо все эти тонны аппарата оплатить. В результате, наши гонорары гораздо ниже, чем у наших коллег. Бывает, что после такого большого концерта мы еще остаемся должны.
На седьмой позиции в модели типа «Дюма» располагается экстравертная сенсорика. Человек подобного типа обычно не проявляет видимого волевого напора в общении. Но когда «Дюма» сильно раздражен или как говориться «доведен до ручки», то собеседник способен налететь на серьезное и агрессивное физическое воздействие. Поскольку «Дюма» этический тип, склонный более к дипломатии, чем к острым конфронтациям, подобные спонтанные реакции могут вызывать у него сожаление и считаться собственными недостатками:
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие у Вас есть черты, склонности, которые Вам не нравятся и над исправлением которых Вы работаете?
Ответ: во мне очень много черт и склонностей, которые весьма не нравятся даже моим музыкантам, не говорю уже о близких и родных. Но. Возьмем, например, такую скверную черту – гнев. С одной стороны, мгновенный взрыв ярости в тебе, например, по поводу негармоничной, плохой игры твоего друга-музыканта, какая-то неосмысленная, агрессивная нетактичность по отношению к нему, несправедливость. Конечно, ты потом переживаешь. Каешься. Но, с другой стороны, возможно, что эта ярость, этот гнев – еще и лекарство от бессердечности.
Вопрос: неужели рок музыканты не могут позволить себе охрану?
Ответ: Ходить везде с охраной – это или мания величия, или трусость, или немереное количество денег. Было много сплетен о произошедшем когда-то конфликте между мной и известным эстрадным певцом. Печаль события состояла в том, что охранники спасали Киркорова от меня (каюсь, грешен), и в свалке один даже в меня попал… …Вообще-то, эта история не стоит и выеденного яйца.
Заключение
Определение соционического типа конкретного человека – сложная работа, в ходе которой исследователям следует учитывать множество как вербальных, так и невербальных аспектов. В связи с невозможностью формализации всех эмоционально-выразительных моментов видео интервью, автор статьи рекомендует читателям просмотр телепередачи «Школа злословия» с участием Юрия Шевчука для получения более объёмного представления о личности респондента и его соционическом типе.
Обсудить на Социофоруме
- Материалы онлайн-конференции на сайте Lenta.Ru от «27» декабря 2010 года.
- Запись телепередачи «Школа злословия» с участием Юрия Шевчука.
- Л. А. Бескова, Е. А. Удалова «Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе»
- Л. А. Бескова, Е. А. Удалова «Начала соционики: Я и все остальные»
не согласен. больше склоняюсь, что юрий шевчук — драйзер
Да, Шевчук — Дюма, все правильно аргументировано.
При попытке определить социотип бросилось в глаза полнейшее отсутствие методики.
Результат налицо: Бальзак определяется как Дюма.
Ладно ещё, в Гюго не определили.
Вообще, соционикам не мешало бы тщательней изучить методику определения типа, и первые 4 функции.
Иначе — залезают в дебри, и получается, что Шевчук — Дюма, а, скажем, Дмитрий Нагиев — Гамлет.
Шевчук — ЛСИ.
Этико-интуитивный интроверт!
Бальзак он и в Африке Бальзак .
Всё верно, Шевчук — Дюма. Альфийские ценности, слабая логика, интроверсия.
Согласен, что Дюма. Разница между «соционикой по внешности» и «соционикой по поведению» в том, что первые определяют все возможные варианты поведения, а вторые привязывают «к поведению» определенное название. Как говорится, кому что ближе.
16 типов очень мало, при 64 «варианты поведения» определяются практически однозначно, что отражается и в совместимости. Дуальность строится именно «от внешних признаков», а не от самого поведения.